ПРОГРАМА вступного іспиту з російської мови 
(спеціалізація – Філологія (російська))  
для магістрів

Введение

Русский национальный язык. Русский литературный язык. Русский литературный язык как высшая форма национального языка: его отличие от разговорной речи и языка художественной литературы.

История русского литературного языка

Проблема возникновения русского литературного языка (гипотезы И. И. Срезневского, А. А. Шахматова, С. И. Обнорского, В. В. Виноградова, Ф. П. Филина и др.). Понятия «старославянский язык», «церковнославянский язык». Роль церковнославянского языка в становлении и развитии русского литературного языка. Роль М. В. Ломоносова в развитии русского литературного языка. Формирование норм национального русского литературного языка как современного в творчестве А. С. Пушкина; взгляды Пушкина на русский литературный язык и пути его дальнейшего развития. Особенности развития русского литературного языка в XX в.

Диалектология

Понятия «наречие», «диалект», «говор», «ареальная лингвистика». Общая сравнительная характеристика северовеликорусского и южновеликорусского наречий; средневеликорусские говоры. Словари и атласы русских говоров.

Фонетика. Фонология. Орфоэпия

Предмет и задачи фонетики. Признаки гласных звуков. Основы артикуляционной и акустической классификации гласных звуков современного русского языка. Гласные звуки и фонемы современного русского языка. Становление системы гласных (вокализма) русского языка, начиная с эпохи падения редуцированных. Признаки согласных звуков. Основы артикуляционной и акустической классификации согласных звуков современного русского языка. Согласные звуки и фонемы современного русского литературного языка. Становление системы согласных (консонантизма) русского языка, начиная с эпохи падения редуцированных гласных. Понятие аканья и история его возникновения (время, ареал, причины появления, последствия для системы гласных и согласных). Умеренное аканье как особенность русского литературного языка. Слог как суперсегментная фонетическая единица русского языка. Основания слогоделения; виды слогов. Понятие об ударении. Типы ударения. Интонация как суперсегментное фонетическое средство русского языка. Понятие об интонационной конструкции.

Предмет фонологии. Фонема и звук. Функции фонемы. Сильная и слабая позиция фонемы. Понятие о фонеме у представителей Московской и Ленинградской фонологических школ. Понятие о чередовании (альтернации) звуков. Чередования позиционные и непозиционные.

Русское литературное произношение (орфоэпия); правила произношения звуков в разных позициях; сочетаний звуков; отдельных грамматических форм; отдельных звуков в иноязычных словах и др. Допустимые варианты произношения; причины отклонения от произносительных норм. Орфоэпические словари и справочники.

Орфография

Орфография. Морфологический принцип орфографии как основной для русского правописания. Применение в конкретных правилах морфологического, фонетического, традиционного (исторического) принципов орфографии и принципа морфолого-графических аналогий. Орфографические словари и справочники.

Лексикология. Лексикография. Фразеология

Лексическое значение слова; его обобщающий характер. Слово и понятие. Компоненты лексического значения слова. Понятие о прагматике и коннотации. Типы лексических значений, определяемые отношением к обозначаемому объекту и на основании сочетаемостных свойств (концепция В. В. Виноградова). Многозначность. Способы переноса наименований. Семантическая структура многозначного слова (отношения между лексико-семантическими вариантами). Отражение многозначности в толковых словарях.

Толковые словари современного русского языка; их виды по объёму словника, представлению многозначности и т.п. Типы толкования лексических значений. Структура словарной статьи.

Парадигматические отношения в лексике. Понятие о лексико-семантической группе. Концепция синонимов; типы синонимов. Синонимические словари русского языка. Антонимы как лексико-семантическая категория языка. Типы антонимических отношений (по Л. А. Новикову). Антонимические словари русского языка; принципы толкования антонимов. Лексические омонимы. Причины появления омонимов в языке (источники омонимии). Критерии разграничения омонимии и полисемии. Словари омонимов русского языка. Понятие паронимов. Паронимические словари.

Синтагматические отношения в лексике. Словари сочетаемости.

Функциональные стили русского языка, основания их выделения. Маркированные в отношении стилей лексико-фразеологические, морфологические и синтаксические средства языка. Членение лексики по степени «сниженности» («возвышенности»), по эмоционально-оценочному признаку и коннотативным свойствам. Стилистически нейтральная лексика. Лексика современного русского языка с точки зрения сферы её употребления. Диалектизмы. Признаки разграничения профессионализмов и терминов; жаргонной, арготической лексики и просторечия. Словари лингвистических и литературоведческих терминов. Устаревшие слова. Их разграничение по степени архаизации, причины архаизации. Историзмы и собственно архаизмы. Исторические словари. Собственно неологизмы и окказионализмы. Неологизмы нашего времени. Словари и бюллетени новых слов. Лексика русского языка с точки зрения её происхождения. Понятие исконной лексики. Заимствованные слова; основания различных классификаций заимствований. Отличительные признаки интернационализмов. Активизация процесса заимствования в наши дни. Словари иностранных слов; этимологические словари. Церковнославянизмы в составе современной русской литературной лексики.

Фразеологические единицы русского языка. Различные критерии выделения фразеологических единиц, различный объём фразеологического материала. Фразеологическая единица в соотношении со словом и свободным словосочетанием. Фразеологические словари и справочники. Отражение фразеологии в толковых словарях.

Морфемика. Словообразование

Предмет морфемики. Понятие о морфеме, морфе и алломорфе; о морфах-вариантах морфемы. Основные признаки в дефиниции морфемы. Типы морфем: 1) по роли в слове – корневые (свободные и связанные) и аффиксальные; 2) по месту в слове (для аффиксальных) – префиксы, интерфиксы, суффиксы, флексии, постфиксы; 3) по значению – словообразовательные и несловообразовательные (формообразовательные или словоизменительные); 4) по манифестации – материально выраженные и нулевые (нулевая флексия, нулевой суффикс); 5) морфемы исконные и заимствованные; 6) морфемы продуктивные и непродуктивные. Понятие унификса. Теоретическое и практическое значение морфемики. Общая характеристика морфемных словарей. Научная морфемика и школьный учебник. Характеристика флексии, приставки, корня, суффикса, постфикса, интерфикса. Основа слова. Словообразовательные и формообразовательные (грамматические) суффиксы. Незначимые сегментные элементы, их статус и названия (термины). Трудности выделения корня слова: исторические чередования звуков, варьирование корня. Свободный и связанный корень: разные методы морфемного анализа – производности и остаточной членимости. Явление опрощения. Исторические изменения в морфемном строении слова, их результаты в трудах ученых Казанской лингвистической школы. Уникальный корень. Словари морфем, их задачи.

Взаимосвязь морфемного и словообразовательного анализа: морфемная структура слова – это его застывшая генеалогия (Е. С. Кубрякова, В. В. Лопатин). Роль словообразования в формировании языковой картины мира: словообразовательные процессы как отражение систематизирующей работы человеческого мышления, различная роль производных и непроизводных слов в представлении мира (Е. С. Кубрякова). Основные научные понятия – «мотивация», «мотивирующее слово», «мотивированное слово» и др. Производящая основа и словообразовательный формант – две составляющие научного словообразовательного анализа. Морфонологические изменения в основе в процессе словообразования. Словообразовательный формант в узком (рабочем) и широком (научном) понимании (РГ-80). Синхронический словообразовательный анализ, его отличие от диахронического. Гетерохронность словообразования. Словообразовательный тип, параметры описания словообразовательного типа в АГ-70 и РГ-80. Познавательная ценность понятия «словообразовательный тип». Продуктивность – непродуктивность, формальная и семантическая регулярность словообразовательного типа. Узуальное и окказиональное словообразование. Словообразовательное значение, его отличие от лексического значения слова и грамматического значения. Роль словообразовательного значения в формировании лексического значения производного слова. Понятие внутренней формы слова. Фразеологизация словообразовательного значения. Познавательная ценность понятия «словообразовательное значение» для овладения языком как системой. Синтаксическая деривация и лексическая. Понятия словообразовательного гнезда, вершины словообразовательного гнезда. Отличие словообразовательного гнезда от корневого, лексического (А. Н. Тихонов). Словообразовательные словари, их задачи. Морфологические и неморфологические способы образования слов. Простая и комбинированная аффиксация. Сложение, виды сложения. Аббревиация.

Морфология

Предмет морфологии. Морфологическое значение и формы слова. Парадигма – полная и частная. Морфологические категории. Словоизменительные и несловоизменительные категории. Часть речи. Традиционное выделение частей речи по ряду признаков. Обоснование выделения 10 частей речи. Слова знаменательные и служебные. Явление переходности в системе частей речи.

Имя существительное как часть речи. Характеристика морфологических категорий имени. Характеристика лексико-грамматических разрядов – собственные, нарицательные, конкретные, абстрактные, собирательные и вещественные существительные – как релевантных для словоизменения. Смысловые и формальные различия между разрядами одушевленных/неодушевленных имен. Род существительных как несловоизменительная, синтагматически выявляемая категория. Род несклоняемых существительных. Общий род. Существительные с двойственной родовой принадлежностью. Число существительных как словоизменительная категория. Соотносительность форм и значений ед. и мн. числа у конкретных существительных, средства образования форм мн. числа. Определение категории падежа. Формальное выражение падежа. Правила определения падежа и падежных значений в словосочетании и предложении. Основные значения беспредложных падежей. Основания деления существительных на три склонения. Адъективное и смешанное склонения; нулевое склонение. Становление системы склонения существительных в истории русского языка.

Имя прилагательное как часть речи. Особенности его морфологических категорий; максимальный состав парадигмы. Типы склонения имён прилагательных в современном русском языке. Лексико-грамматические разряды имён прилагательных, их признаки и значение для формообразования. Краткие формы качественных прилагательных в современном русском языке, их образование, грамматические особенности, синтаксические функции, особенности значения и употребления. Формальные смысловые отношения между полными и краткими формами. Взаимодействие кратких и полных форм прилагательных в истории русского языка. Образование синтетических и аналитических форм степеней сравнения; их синтаксические функции.

Местоименные слова в отношении к частям речи. Особенности местоименной семантики. Местоимения-существительные как часть речи; грамматические признаки. Объём местоимения как части речи в научной и школьной грамматике. Разряды местоимений по их соотносительности с именными частями речи и по значению (смысл названий разрядов).

Числительные как часть речи и становление этой категории в истории языка; морфологические и синтаксические признаки числительных. Лексико-грамматические разряды числительных в традиционном понимании этой части речи (грамматические признаки, словоизменение, деление по составу). Объём числительного как части речи в научной и школьной грамматике.

Глагол. Морфологические категории глагола – словоизменительные и несловоизменительные. Парадигма глагольной лексемы (спрягаемые и неспрягаемые словоформы). Две основы глагола. Вид как несловоизменительная категория глагола. Влияние видов на парадигмы глаголов. Двувидовые глаголы. Типы аспектуальных значений и семантика глагола. Образование глаголов СВ и НСВ. Видовая цепь. Видовая пара. Причины видовой соотносительности глаголов. Типы пар. Одновидовые глаголы. Способы глагольного действия. Переходные и непереходные глаголы. Влияние переходности на парадигму глагола. Вопрос о категории залога у глаголов в предикативной форме. Формальные характеристики и категориальные значения изъявительного, повелительного и сослагательного наклонений; употребление их в собственном и переносном значении (замена наклонений). Словоизменительная категория времени глагола в современном русском языке; её формальное выражение. Категориальные значения форм времени. Прямое и переносное употребление форм настоящего, прошедшего и будущего времени. Формирование видо-временной системы глагола в истории русского языка. Словоизменительная категория лица глагола. Безличные глаголы; их формы и особенности синтаксического функционирования. Правила определения спряжения глагола. Изолированные глаголы.

Причастие как атрибутивная форма глагола; грамматические признаки (категории) причастия. Образование причастий всех разрядов (основа, суффиксы, ограничения в образовании). Деепричастие как особая форма глагола. Грамматические признаки (категории) деепричастий. Образование деепричастий. История причастных форм в русском языке. История формирования деепричастия как особой формы глагола в русском языке.

Наречие, его частеречные признаки. Наречия собственно характеризующие и обстоятельственные; семантические группы обстоятельственных наречий. Предикативные наречия. Вопрос о выделении предикативных наречий и предикативов другого типа (безлично-предикативных слов) в особую часть речи – категорию состояния.

Служебные части речи, их отличие от знаменательных. Первообразные и производные предлоги. Союзы, их значения; однозначные и многозначные союзы; разряды по строению и функциям. Частицы; основные разряды частиц по значению.

Синтаксис

Синтаксис – организационный центр грамматики. Конструктивность, семантичность, коммуникативность, функциональность, системность синтаксиса русского языка.

Сочинительные и подчинительные синтаксические связи, средства их выражения. Типы подчинительной связи (согласование, управление, примыкание, именное примыкание) и типы семантико-синтаксических отношений (определительные, объектные, субъектные, обстоятельственные, комплетивные). Классификация словосочетаний (по характеру стержневого слова, по семантико-синтаксическим отношениям, по формально-грамматическим отношениям и др.). Вопрос о предикативных и сочинительных сочетаниях. Словосочетание как синтаксическая единица. Отличия словосочетания от предложения и слова.

История изучения предложения в русской синтаксической науке. Эволюция синтаксических воззрений: логическая концепция (Ф. И. Буслаев); психологическая (А. А. Потебня, Д. Н. Овсянико-Куликовский); формально-грамматическая концепция (Ф. Ф. Фортунатов, А. М. Пешковский); структурно-семантическая концепция АГ-70 и РГ-80 (Н. Ю. Шведова, Е.А. Брызгунова, И.И. Ковтунова и др.); коммуникативная грамматика Г. А. Золотовой.

Коммуникативная грамматика Г. А. Золотовой, Н. К. Онипенко, М. Ю. Сидоровой как реализация нового методологического подхода – антропоцентрического. Взгляд на предложение как синтаксическую структуру заменился другим подходом: предложение – коммуникативная единица; каждое предложение – это высказывание говорящего лица, в нем выражается некоторая мысль говорящего. Различия синтаксических концепций обусловливаются ведущим аспектом описания простого предложения – формально-грамматическим или семантическим и коммуникативным.

Простое предложение как коммуникативная единица. Аспекты его изучения в русской синтаксической науке: традиционная формально-синтаксическая концепция, сохраняющаяся в школьной грамматике; структурно-семантическая концепция АГ-70 и РГ-80; коммуникативная грамматика Г. А. Золотовой, Н. К. Онипенко, М. Ю. Сидоровой. Основные научные понятия теории предложения – «предикативность», «модальность», «темпоральность», «персональность», «коммуникативная цель», «парадигма предложения».

Принципы классификации простых предложений в школьной и научной грамматике. Обоснование принципа односоставности простых  предложений в традиционной грамматике (А. А. Шахматов). Представление этих предложений в структурно-семантической концепции АГ-70, РГ-80 и коммуникативной грамматике Г. А. Золотовой. Система моделей предложений в коммуникативной грамматике Г. А. Золотовой как отражение работы человеческого сознания по категоризации действительности в языковых формах. Коммуникативная грамматика утверждает принципиальную двусоставность системно-языковой модели предложения, при возможном различии системно-языковой и контекстно-речевой реализации. Определенно-личные, неопределенно-личные, обобщенно-личные; безличные; инфинитивные; именные предложения как контекстно-речевые модификации двусоставных моделей предложений. Пассивные модели как объектно-пассивные модификации активных: семантическая и стилистическая специфика пассивных предложений. Классификация моделей предложений в коммуникативной грамматике основывается на единстве морфологических, семантических и синтаксических признаков компонентов предложений. Компонентный анализ предложения включает синтаксическую форму и семантику в единый аналитический аппарат: субъектно-предикатный состав предложения соотносится с отображаемым миром и речемыслительным актом говорящего.

Синтаксема – минимальная синтаксическая единица (Г. А. Золотова). Соотношение понятий «член предложения» и «синтаксема». Приоритет морфологической формы в традиционной системе членов предложения. Триединство признаков формы, значения и функции как основание выделения синтаксемы. Функциональные типы синтаксем – свободные, обусловленные, связанные. Типология синтаксем от «значения» (темпоральные, локативные, каузативные и др.). «Синтаксический словарь» Г. А. Золотовой.

Семантико-синтаксические категории простого предложения: главные компоненты – субъект (предицируемый компонент; подлежащее) и предикат (предицирующий компонент; сказуемое); распространители – присловные (приглагольные, приименные, приадъективные) и синтаксемы-распространители предложения в целом (детерминанты). Соотношение понятий «субъектный детерминант» (АГ-70, РГ-80) и «субъект» (Г. А. Золотова).

Актуальное членение предложения. Его связь с контекстом, словопорядком, логическим ударением, интонацией. Значение актуального членения для организации текста. Основные функции порядка слов в русском языке.

Понятие об осложненном предложении. Место осложненного предложения в синтаксической системе. Понятие вторичной предикативности. Полипропозитивность осложненного предложения. Синтагматическое членение и коммуникативная нагрузка осложняющих компонентов. Пунктуация. Однородные синтаксемы (члены предложения). Грамматические признаки однородных синтаксем, средства связи при однородности; смысловые отношения в ряду однородных компонентов. Обоснование уточнения и обособления в научном синтаксисе. Основные факторы и случаи обособления и уточнения определений и обстоятельств. Предложения с вводными и вставными компонентами, грамматические признаки вводности и вставности. Обращение. Грамматические признаки обращения. Обращение как особый речевой акт.

История изучения сложного предложения в русской науке. Грамматическая природа, смысловая и коммуникативная организация сложного предложения. Минимальные и усложненные конструкции. Классификация сложных предложений. Сочинение, подчинение и бессоюзие в сложном предложении: средства связи, смысловая cинонимичность и формальная противопоставленность. Асимметрия формы и содержания на уровне сложного предложения.

Сложносочинённое предложение (ССП) в научном синтаксисе; принципы классификации ССП. Смысловая соотносительность ССП со сложноподчиненными (СПП) и бессоюзными (БСП). Особенности коммуникативной организации ССП в сравнении со сложноподчиненным и бессоюзным предложением. Пунктуация в ССП.

История происхождения СПП. Виды подчинительной связи и типы сложноподчиненных предложений: нерасчлененной структуры с обязательной присловной или коррелятивной связью; расчлененной структуры с детерминантной связью. Классификация нерасчлененных сложноподчиненных предложений: их разновидности, особенности структуры, средства связи, семантика. Классификация расчлененных сложноподчиненных предложений с детерминантной связью: их разновидности, особенности структуры, средства связи, семантика. Смысловая соотносительность СПП с другими типами сложного предложения или компонентом простого предложения. Особенности коммуникативной организации сложноподчиненного предложения в сравнении со сложносочиненным и бессоюзным. Пунктуация в СПП.

Понятие о бессоюзном сложном предложении (БСП). Структура и семантика бессоюзных сложных предложений. Классификация: основные структурно-семантические типы бессоюзных сложных предложений. Роль интонации и лексико-грамматических средств связи в бессоюзном предложении. Смысловая соотносительность БСП с другими типами сложного предложения – сложносочиненным и сложноподчиненным. Особенности коммуникативной организации. Пунктуация в БСП.

Назначение пунктуации. Принципы русской пунктуации. Знаки препинания и их основные функции.